В прахе и пепле…(Псалом 50)

JCML project
5 min readJul 10, 2018

--

У каждого в жизни есть ситуации, о которых не хочется вспоминать, потому что стыдно, больно и неприятно. Обо всём этом хочется забыть и не вспоминать, но случайная фраза, фотография или человек вдруг напоминают о делах давно минувших дней, всплывают все эмоции и мысли, болят старые раны, уходит покой…

Есть прекрасная притча о том, как наши ошибки влияют на нас самих и на окружающих — они как гвозди, вбитые в деревянный столб. Мы можем раскаяться, попросить прощения у Бога и у людей, но даже от вынутых гвоздей в дереве остаются дыры.

Но если это не деревянный столб, а живое дерево, то раны постепенно затягиваются, зарастают корой, и лишь малозаметные следы напоминают о прошлом.

В жизни одного из величайших праведников Ветхого Завета — царя Давида — было несколько ситуаций, о которых Писание чётко говорит, что это было плохо в глазах Божьих. Одна из таких историй описана в 11-й главе 2-й книги Царств — история падения Давида и Вирсавии (“…и было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа…” 2 Царств 11:27).

Но последствиями этого зла были не только последующие проблемы царя с сыновьями, но и прекраснейший 50-й Псалом, который полезно повторять каждому, если хочется преодолеть ошибки прошлого и не наделать чего хуже в будущем.

Марк Шагал. Давид и Вирсавия

Начальнику хора. Псалом Давида, Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

(Псалом 50)

История одного христианина, который прошёл тяжёлый путь перед тем, как обрести истинную веру в Господа Иисуса Христа, также поражает. В книге “Исповедь” Августин Аврелий (Блаженный) рассказывает о том, как Бог всю его жизнь стучался в его сердце и величайшую роль в этом процессе сыграла Моника, его мать, которая своим смирением, верой и молитвами смогла спасти не только сына, но и мужа и, получив весть о покаянии Августина, спокойно умерла.

Возможно, именно поэтому комментарий одного из величайших богословов и Отцов Церкви на 50-й Псалом так точно раскрывает его суть и помогает понять, как нужно расположить своё сердце и куда направить свои мысли, чтобы раскаяться и обрести успокоение в Боге, не искать причины своих падений в других, но только в себе.

Августин Аврелий

Говорит Давид: “Беззакония мои я сознаю”. И если я сознаю, — не воспомяни их Ты. Мы не почитаем себя безгрешными и совершенными. И чтобы славною явилась жизнь наша, — станем просить о прощении вин наших. Люди же, не имеющие упования, тем менее зрят грехи свои, и тем скорее ищут их у ближних. И ищут не того ради, чтобы зло сокрушить, но чтобы осудить их. Не находя себе оправдания, готовы они иных обвинять. Но не таков пример воздаяния и молитвы, оставленной нам псалмопевцем, рекшим: “Ибо беззакония мои я сознаю и грех мой всегда предо мною”. Не искал он грехов ближних своих, но исследовал свою совесть, не тщился себе льстить, но рассматривал и самые глубины существа своего.

Не миловал себя, и потому имел основание просить о прощении.

Желаешь соединиться с Богом? Поступай так, чтобы Бог соединился с тобою. Услышь реченное в том же псалме: “Жертвы Ты не желаешь, — я дал бы её, к всесожжению не благоволишь”. Итак, не принесёшь жертв? Даров и умилостивлений Богу не дашь? Что рек ты? “Жертвы Ты не желаешь, — я дал бы её, к всесожжению не благоволишь”. Слушай далее и говори: “Жертва Богу дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже”. Отвергнув приносимые прежде жертвы, ты обрёл то, что возможешь принести Богу ныне. Некогда приносил ты в жертву животных от стад твоих. “Жертвы Ты не желаешь, — я дал бы её”. Итак, не желаешь Ты жертв сих, но жертвы требуешь?

“И к всесожжениям, — речет, — не благоволишь”. Если не угодны они, — разве не будет более жертв, Тебе приносимых? Никак. “Жертва Богу дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже”.

Ты имеешь, что принести в жертву. Не нужно тебе осматривать стада свои, ни снаряжать корабли, плыть к самым отдалённым берегам, привозя оттуда благовония. В сердце своём ищи угодного Богу. Сердце должно сокрушиться. Отчего страшишься ты, что, сокрушившись, погибнет оно? Ибо речено: “Сотвори во мне, Боже, сердце чистое”. Чтобы сердце явилось чистым, следует сокрушить нечистое.

Когда мы согрешаем, — делаемся мерзки самим себе, ибо Богу не угодны грехи. И если мы не без греха, то хотя бы тем уподобимся Богу, что не будет нам приятно мерзкое пред очами Его. И тем ты до некоторой степени соединишься с волею Божией, ибо не будешь любить в себе того, что отвергает Бог, сотворивший тебя.

В сокрушении сердца и в отвержении грехов приступим к Богу, Который ищет смиренных, прощает и очищает все беззакония наши, исповедуем Ему все беззакония наши и, уповая на заступничество Господа Иисуса Христа, отбросим их прочь и будем ходим во свете, имея общение с Господом и друг с другом.

Будем живыми деревьями в саду Божьем, укоренёнными при потоках вод и приносящими Ему вечные плоды!

Автор: Марат Загидуллин

Пишите: godword@fex.net. Поддержать можно по реквизитам ниже или на jcml.ru/donate

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal: https://www.paypal.me/MaratZ или на kazanez@gmail.com)

--

--

JCML project

Иисус Христос - мой Господь - Библия, жизнь во Христе и т.д. Больше: zen.yandex.ru/jcml и jcml.ru (Jesus Christ is my Lord or JCML — Bible, life in Christ, etc)